Как происходит чин великого водоосвящения
Чин
водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется
великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием
Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз
таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества
воды, через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение
совершается иногда в конце литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в
конце вечерни, после ектений: «Исполним вечернюю молитву нашу…».
Оно совершается на литургии в самый день Богоявления, а
также и в навечерие Богоявления, когда это навечерие бывает в какой-нибудь
день седмицы, кроме субботы и воскресенья. Если же навечерие Богоявления
будет в субботу или в воскресенье, то великое водоосвящение совершается в
конце вечерни.
В самый день Богоявления (6 января) водоосвящение
совершается с торжественным крестным ходом, известным под названием «хода на
Иордан».
Как навечерие Богоявления, так и в самый праздник
священнослужители выходят для водоосвящения через царские врата. Прежде
выноса Креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный
Крест только спереди. Выносят Крест на голове в предшествии двух свеченосцев
и диаконов с кадилами. Один из священнослужителей несет Святое Евангелие. В
таком порядке они идут к большим сосудам, заранее наполненным водой. Здесь
священнослужитель, несущий Крест, снимает его с головы. У воды он осеняет
Крестом на четыре стороны и полагает его на постланный и украшенный стол.
Собравшиеся возжигают свечи, настоятель, предшествуемый диаконом со свечой,
кадит трижды около стола, образа, клир и народ.
Начинается великое водоосвящение пением тропарей:
«Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, пришлите все Духа
премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа», «Днесь вод
освящается естество» и других. Затем читаются три паримии из книги пророка
Исаии (35, 1-10;55, 1-13; 12, 3-6). Великий ветхозаветный пророк трижды
предсказывает Крещение Господне от Иоанна, совершившееся на грани двух
Заветов. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника
спасения: «Жаждущие! Идите все к водам… Ищите Господа, когда можно найти
Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и
беззаконник – помыслы свои и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к
Богу нашему, ибо Он многомилостив (Ис.55, 1; 6-7).
Затем читают Послание апостола Павла (1 Кор. 10,
1-4) о таинственном прообразе крещения иудеев во имя Моисея среди облака и
моря, и о духовной их пище в пустыне, и питии от духовного камня, который
был образом грядущего Христа.
Наконец читается Евангелие от Марка (1, 9-12), где
апостол повествует о самом Крещении Господа.
Как поразителен, высок и Божествен голос Церкви,
которым она зовет Господа с небес на земные воды наши!
«Великий еси Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же
слово довольно будет к пению чудес Твоих! Твоею бо волею от небытия в бытие
привел еси всяческая: Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом
строиши мир – Тебе трепещут умныя Силы вся: Тебе поет солнце: Тебе славит
луна: Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет: Тебе трепещут бездны:
Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси
землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты к дыханием воздух излиял еси.
Ангельския силы Тебе служат: Архангельстии лицы Тебе кланяются – Бог сын
неописанный, безначальный же и несказанный – Сам убо Человеколюбце Царю,
приди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию».
Одновременно бывает каждение над водой. Освящение
воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее рукой
пастыря при произнесении слов: «Сам убо, Человеколюбче, Царю, приди и ныне
наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию».
Великая агиасма (греческое – «святыня», так называется
вода, освященная по чинопоследованию Великого освящения) освящается, кроме
троекратного погружения в нее честного Креста, еще крестным знамением,
благословением и более сильными и сложными молитвами и песнопениями, чем при
малом освящении воды, совершаемом на молебнах.
«Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне
наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать
избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения
дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным
силам неприступну, ангельския крепости исполнену», - это говорится о воде,
что ей испрашивается исполненность ангельской крепостью, а если
испрашивается, то, значит, с верой, что приобретение водой столь
таинственной силы возможно – и будет…
«Ангельския крепости исполенену, да вси почерпающие
и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко
освящению домов, и к всякой пользе изрядну…Сам и ныне, Владыко, освяти воду
сию духом Твоим Святым. Дождь же всем прикасающимся и причащающимся, и
мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение», - такими
сильными и ответственно властными словами молится иерей.
А перед этим диакон возносит приблизительно те же
прошения:
«О еже освятитися водам сию силою и действием и
наитием Святаго Духа, Господу помолимся.
О еже снизходити на воды сия очистительному пресущныя
Троицы действу…
О еже дароватися им благодать избавления,
благословлению Иорданову, силою и действом и наитием Святаго Духа…
О еже низпослати Господу Богу благословоение Иорданово
и освятити воды сия…
О еже бытии воде сей, освящения дару, грехов
избавлению, во исцеление души и тела, и на великую пользу изрядную…
О еже бытии воде сей приводящей в жизнь вечную…
О еже явитися сей отгнанию всякого навета видимых и
невидимых враг…
О черплющих и емлющих ю во освящение домов…
О еже бытии сей во очищение душ и телес, всем с верою
черплющим же и причащающимя от нея…
О еже сподобитися нам исполнитися освящения, вод сих
причащением, невидимым явлением Святаго Духа, Господу помолимся».
По окончании чтения всех молитв священник трижды
погружает честный Крест в воду, держа его обеими руками прямо, при пении
тропаря праздника Богоявления:
«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися
поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына
именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся,
Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
Священник, взяв сосуд с освященной водой и кропило,
кропит крестовидно на все стороны.
Затем к нему подходят для целования Креста, и каждого
подходящего священник кропит освященной водой.
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая
Богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает
свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из
живого источника.
Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит
каждый!
По вероваеию Церкви агиасма – не простая вода духовной
значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и
земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.
Вот почему Великая агиасма по канонам церковным
рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех
случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладываются епитимия и
запрет приступать к Святым телу и Крови, делается обычная канонам оговорка:
«Точию агиасму да пиет».
Многие ошибочно считают, что вода, освященная в
Крещенский сочельник, и вода, освященная в самый день Богоявления, -
различны, но на самом деле и в сочельник, и в самый день Богоявления при
освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.
Крещенская вода – это святыня, которая должна быть
в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу,
возле икон.